Содержание института освобождения от ответственности в гражданском праве: понятие и основные направления исследования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

основания можно подразделить, во-первых, на процессуально-правовые и материально-правовые.

Процессуально-правовые основания освобождения от гражданско-правовой ответственности прямо вытекают из содержания норм исследуемого института. Во всех этих нормах речь идет о том, что обязанное лицо не несет ответственности, если докажет наличие предусмотренных для этого законом обстоятельств. Таким образом, к процессуальным основаниям освобождения от гражданско-правовой ответственности следует отнести доказывание и доказательства. Поскольку вопросы доказательств и доказывания по гражданским делам регулируются Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, процессуальные основания освобождения от гражданско-правовой ответственности следует искать в статьях этого законодательного акта. В соответствии с ними каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ст. 56 ГПК РФ). Обстоятельства, признанные судом известными, не нуждаются в доказывании (ст. 61 ГПК РФ).

Доказательствами по делу признаются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснения сторон и третьих лиц, показаний свидетелей и вещественных доказательств, ауди- и видеозаписей, заключений экспертов (ст. 55 ГПК РФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 ГПК РФ).

Материально-правовые основания освобождения от гражданско-правовой ответственности весьма разнообразны. Одним из наиболее распространенных является отсутствие вины, которое доказывается обязанным лицом. Как известно, в публично-правовых отраслях права, где действует принцип презумпции невиновности, при отсутствии вины ответственность вообще не возникает. Поэтому отсутствие вины рассматривается там не как основание освобождения от юридической ответственности, а как обстоятельство, исключающее ее[2].

В гражданском праве действует принцип презумпции виновности, суть которого состоит в том, что бремя доказывания отсутствия своей вины, когда ее наличие является необходимым основанием ответственности, возлагается на лицо, допустившее правонарушение[3]. Например, вред, причиненный личности или имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Это лицо освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (ст. 1064 ГК РФ). С отсутствием вины, которое доказывается обязанным лицом, связывается освобождение от гражданско-правовой ответственности и в других статьях Кодекса (ст. 1073, 1076, п. 1 ст. 1079, п. 2 ст. 1083 и др. ГК РФ).

Несмотря на то что во всех указанных случаях речь идет об одном и том же материально-правовом основании освобождения от гражданско-правовой ответственности, в названных в статьях Кодекса используется различная терминология для его закрепления. В частности, в одних случаях говорится, что лицо, доказавшее отсутствие у него вины, «освобождается от возмещения вреда», «освобождается от ответственности» (ст. 1064, п. 1 ст. 1079, п. 2 ст. 1083, ст. 1098 ГК РФ), а в других используется конструкция, в соответствии с которой обязанное лицо «возмещает вред», «несет ответственность», «отвечает за вред», «если не докажет, что вред причинен не по его вине» (ст. 495, 1073, 1076 ГК РФ). Представляется, что такое терминологическое, конструктивное разнообразие, используемое для законодательного закрепления, по существу, одного и того же материально-правового основания освобождения от гражданско-правовой ответственности, вряд ли можно считать оправданным.

Понятно, что установление отсутствия вины обязанного лица требует четкого определения ее понятия. В статьях Кодекса, предусматривающих данное основание освобождения от гражданско-правовой ответственности в рамках деликтных обязательств, определение понятия вины отсутствует. Оно содержится лишь в статье 401, регулирующей ответственность за нарушение договорных обязательств. В ней записано, что «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства». Можно лишь предположить, что материально-правовым основанием освобождения от деликтной ответственности также является наличие требуемых в соответствующих случаях заботливости и осмотрительности обязанных лиц.

Кроме названных выше, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает и целый ряд других материально-правовых оснований освобождения от гражданско-правовой ответственности. К ним, в частности, относятся правдивость сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина (ст. 151, 152 ГК РФ), непреодолимая сила, то есть чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (п. 3 ст. 401, п. 1 ст. 1079, 1098 ГК РФ), неправильные (неправомерные) действия, умысел потерпевшего (п. 2 ст. 376, п. 1 ст. 1079 ГК РФ), которые также доказываются обязанным лицом.

С материально-правовыми основаниями освобождения от гражданско

Похожие материалы

Информация о работе