Понятие и составляющие энергетической безопасности. Проблемы и задачи государственной политики стран-членов МЭА

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.1.  Понятие и составляющие энергетической безопасности

В настоящее время перед мировым сообществом встают серьезные угрозы глобального характера, в том числе и угрозы энергетической безопасности. В связи с этим на современном этапе международных отношений возрастает роль энергетического фактора, затрагивающего политические и экономические интересы крупнейших мировых лидеров. Для обеспечения мер поддержания энергетической безопасности необходимо выработать единое ее понимание.

Проблемы энергетической безопасности впервые проявили себя во время энергетического кризиса 70-х годов. Страны-экспортеры, столкнувшись с безраздельным господством западных энергетических компаний «Семи сестер»[1], целенаправленно пытались добиться полного контроля над своими нефтяными ресурсами и начали координировать усилия для влияния на ценообразование. Однако в первые годы своего существования ОПЕК[2] не смогла добиться существенных результатов. Причиной были конкуренция стран-экспортеров, а также политические разногласия между странами-членами ОПЕК (территориальные претензии Ирака к Кувейту, соперничество между Ираном и Саудовской Аравией).

Переломным моментом стало решение стран ОПЕК о сокращении добычи и введении эмбарго на поставки в США, Нидерланды, Португалию, Южную Африку и Родезию, что в 1973 году привело к серьезнейшему энергетическому кризису, затронувшего всю социальную структуру промышленно развитых стран.

Ответом Запада на нефтяной кризис 1973 года стало создание системы, позволяющей снизить риски, связанные с применением экспортерами «нефтяного оружия», и гарантировать приемлемые для западных потребителей цены на нефть. Ключевой задачей для стран Запада стало снижение доли нефти в структуре энергопотребления.

Странам-импортерам удалось создать инструменты, ограничившие возможности ОПЕК воздействовать на рынки. Такими инструментами стали «спотовые» рынки нефти, которые составили серьезную конкуренцию системе долгосрочных контрактов.

Однако в этот период как перед потребителеями, так и поставщиками встали новые вызовы: увеличение роли природного газа в энергобалансах индустриальных стран, а также появление экологической проблематики.

Планы руководства западноевропейских стран увеличивать потребление природного газа, в том числе за счет роста импорта из СССР, были встречены с неодобрением в США, которые наложили запрет на экспорт американского оборудования для строительства газопроводных мощностей. Это поставило в катастрофическое положение ряд отраслей европейской промышленности (в результате был найден компромисс: страны Европы обязались ограничить долю импорта из СССР до 30%).

Еще одним существенным фактором стал экологический аспект. Взаимосвязь энергетической безопасности и экологических вопросов наиболее ярко проявилась с развитием дискуссии о выбросах «парниковых газов». Ответом международного сообщества на эту проблему стало принятие ООН в 1992 г. Рамочной конвенции об изменении климата[3]. Соответствующие механизмы для сокращения выбросов получили отражение в Киотском протоколе[4], принятом в 1997 году.

В 2000-ые годы страны-импортеры столкнулись с новыми вызовами и угрозами, которые при этом в немалой степени затронули и экспортеров энергоресурсов, прежде всего повышение цен в период с 2000 по 2008 гг., а затем резкое падение в 2014-2015 гг.

Сокращение выбросов парниковых газов и развитие механизмов торговли квотами стали еще одним камнем преткновения в отношениях между игроками глобального энергетического рынка. Ряд стран-экспортеров рассматривают этот процесс как прямую угрозу для своих интересов. Так, Саудовская Аравия открыто заявила о необходимости материальной компенсации для нефтедобывающих стран в случае снижения их доходов в результате сокращения выбросов парниковых газов[5].

Попытки сотрудничества между поставщиками и потребителями были предприняты, в частности, посредством диалога между странами МЭА[6] и ОПЕК. Тем не менее, различие в целях и подходах поставщиков и потребителей позволяет и на сегодняшнем этапе говорить о глубинном несовпадении интересов, нередко приводящем к конфликтным ситуациям.

Таким образом, современные концепции энергобезопасности по-прежнему, в той или иной мере, остаются отражением многолетнего противостояния импортеров и экспортеров.[7]

Подход наиболее соответствующий современным реалиям предложил К. Денчев, в котором представил разное видение энергобезопасности для поставщиков и потребителей. «Страны - импортеры под энергетической безопасностью имеют в виду бесперебойные и устойчивые поставки энергоресурсов для нужд их экономики; страны–экспортеры – устойчивость спроса и долгосрочную стабильность цен»[8].

Наличие/отсутствие у страны собственных энергоресурсов влияет

Похожие материалы

Информация о работе