Современное состояние энергобезопасности Китая. Основные угрозы и вызовы энергобезопасности Китая. Энергетическая трилемма Китая

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1.3. Современное состояние энергобезопасности Китая

Обеспеченность энергетическими ресурсами определяет возможности развития экономики и общества. Состояние энергетического комплекса страны все в большей степени становится одной из составляющих национальной энергетической безопасности. Китаю в последнее время все тяжелее удается справиться с бурным экономическим ростом, что имеет прямое влияние на энергетическую безопасность. Действия КНР по удовлетворению потребностей экономики оказывают все большее влияние на состояние мировых энергетических рынков и цен на ресурсы, международное сотрудничество и политику других стран.

Опережающий рост потребления энергоресурсов в Китае стимулируется растущим уровнем жизни населения и быстрым развитием экономики страны. По оценкам ведущих экспертов, эта тенденция сохранится и в ближайшие десятилетия. В среднесрочной перспективе зависимость Китая от импорта энергоресурсов будет только увеличиваться.

Учитывая стагнацию в Европе и насыщение спроса в США, роль Китая в мировой энергетике будет только усиливаться. Нельзя забывать также и о крупных инфраструктурных проектах по доставке энергоресурсов в Китай, которые делают регион одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов мира. Наконец, рост энергопотребления в Китае способствует развитию научно-технического прогресса в энергетике, выражающегося в разработке проектов по добыче трудно извлекаемых сланцевых и шельфовых запасов газа.

Вместе с тем, высокая стоимость новых энергопроектов вынуждает инвесторов проявлять большую осторожность при управлении рисками, чутко реагировать на изменения политической и экономической конъюнктуры.

Основные угрозы и вызовы энергобезопасности Китая вытекают из исторического развития ТЭК и соответствующих изменений энергетической стратегии страны. После образования КНР в 1949 г. потребности в энергоресурсах по большей части удовлетворялись за счет угля при небольшом импорте нефти из СССР (до 1965 года).

Экономическое развитие Китая и рыночные реформы, начатые в 1978 году, оказали ключевое влияние на энергетическую безопасность не только самого Китая, но и Азиатско-Тихоокеанского региона, и всего мира. Благодаря открытию крупнейшего Дацинского нефтяного месторождения[1] в 1963 году Пекин смог отказаться от импорта нефти и перейти к политике полного самообеспечения в области энергоресурсов. Это было вынужденной мерой, вызванной внешней изоляцией Китая и ухудшением отношений с СССР. На том этапе КНР непрерывно увеличивала внутреннюю добычу и экспортировала нефть и уголь в Японию и другие страны региона, что стало основным источником получения новых технологий и иностранной валюты. Обеспечивая не только свою страну, но и ряд сопредельных государств энергоресурсами, китайское руководство не уделяло достаточного внимания проблемам энергоэффективности. Потребности экономики в энергоресурсах удовлетворялись по большей части за счет экстенсивного развития энергетической отрасли. Данная стратегия самообеспечения оказалась неэффективной, и по мере роста ВВП Пекину приходилось все больше наращивать импорт. По мере падения внутреннего производства и роста спроса на нефть Пекин в 1983 году начал закупать ее у Омана в качестве временной меры. Впоследствии объемы экспорта начали расти год от года. В результате в 1993 году Пекин стал чистым импортером нефти[2]. Однако на тот момент угроза нехватки энергоресурсов не вызывала особой политической обеспокоенности.

Как серьезная угроза национальной безопасности она стала восприниматься только на рубеже нового тысячелетия, когда объем импортируемой нефти составил четверть от ее общего потребления в Китае[3]. Высокие темпы роста экономики вынудили руководство КНР отказаться от стратегии самообеспечения и перейти на сочетание мобилизации собственных ресурсов с опорой на внешние источники поставок. Поиск энергоресурсов постепенно стал одной из определяющих черт международной деятельности страны. КНР все активнее проникала на мировые рынки и расширяла свою сферу интересов за счет таких регионов, как Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и Центральная Азия.

В энергетической трилемме Китая (Рис. 2) (по оценкам МИРЭС) проявляется серьёзнейший дисбаланс между составляющими энергетической устойчивости, с перекосом в сторону энергетической безопасности как за счет собственного производства, так и за счет диверсифицированного экспорта.

Рисунок 1. Энергетическая трилемма Китая

Источник: 2014 EnergyTrilemmaIndex [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.worldenergy.org/wp-content/uploads/2014/11/20141105-Index-report.pdf

Китай за последний год поднялся на 4 строчки в рейтинге МИРЭС[4]

Похожие материалы

Информация о работе