Проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая в сфере энергобезопасности. Различия в приоритетах энергетической безопасности Китая и России

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3.2. Проблемы и перспективы сотрудничества России и Китая в сфере энергобезопасности

Расширение российско-китайского энергетического сотрудничества определяет необходимость выявления точек соприкосновения в позициях двух государств, в первую очередь в энергетических стратегиях и подходах к обеспечению энергетической безопасности.

Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 г.» под энергетической безопасностью понимается «состояние защищенности страны, ее граждан, общества, государства и экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению». Обеспечение энергетической безопасности определяется ресурсной достаточностью, экономической доступностью, экологической и технологической допустимостью[1].

Правительство Китая, для которого энергетическая безопасность в основном относится к безопасности снабжения нефтегазовыми ресурсами, использует более узкое определение данного термина. Согласно «Докладу об энергетике Китая 2012 г.: энергетическая безопасность» под энергетической безопасностью понимается «надежное, беспрерывное снабжение энергоресурсами, которое необходимо для экономического развития страны»[2]. Направленность на надежность поставок обусловлена высокими темпами роста энергопотребления, особенно в нефтегазовой сфере.

Схожие направления обеспечения энергетической безопасности России и Китая включают в себя принципы «экономии», «технологических инноваций» и «диверсифицированного сотрудничества».

Принцип «экономии» касается экономии ресурсов и охраны окружающей среды и служит основой государственной политики. Правительство Китая считает необходимым продвигать революционные формы производства и потребления энергоресурсов, контролировать общий объем их затрат, интенсифицировать экономию энергоресурсов, поддерживать развитие энергосберегающей и низкоуглеродной индустрии, освоение источников новых и возобновляемых энергоресурсов, обеспечивая энергетическую безопасность страны[3].

Данное направление является приоритетным и для России. Согласно доктрине энергетической безопасности «Стратегической целью государственной энергетической политики в сфере повышения энергетической эффективности экономики является максимально рациональное использование энергетических ресурсов на основе обеспечения заинтересованности их потребителей в энергосбережении, повышении собственной энергетической эффективности и инвестировании в эту сферу»[4].

Направление «технологические инновации» обоими государствами понимается, как необходимость продвижения научно-технического прогресса и повышения роли инновационной составляющей в энергетической сфере. Также данное понятие включает в себя модернизацию топливно-энергетического комплекса (ТЭК) через техническое перевооружение отраслей ТЭК и омоложение производственного аппарата[5].

«Диверсифицированное сотрудничество» как для России, так и для Китая подразумевает применение комплексной модели энергетического сотрудничества, т.е. энергетический диалог одновременно и с потребителями и с поставщиками энергии.

Различия в приоритетах энергетической безопасности Китая и России носят концептуальный характер. Россия, как поставщик и производитель энергоресурсов, заинтересована в следующих важных аспектах[6]:

·  надежности спроса, обусловленного долгосрочными контрактами и не дискриминационным доступом к распределительным сетям;

·  расширении географического охвата поставок;

·  максимально возможном использовании во всех технологических процессах и проектах отечественного оборудования, что позволило предприятиям ТЭК стать одним из основных заказчиков для отечественных отраслей промышленности);

·  заменимости исчерпаемого ресурса.

Китай, в свою очередь, как потребитель энергоресурсов, видит главными направлениями политики энергобезопасности диверсификацию поставок энергетических ресурсов, развитие альтернативных источников энергии для ослабления зависимости от импорта, а так же создание стратегического запаса топливно-энергетических ресурсов на случай различного рода кризисов и форс-мажорных обстоятельств.

Таким образом, концепции энергетической безопасности Китая и России имеют как схожие направления, которые в перспективе могут поспособствовать обеспечению обоюдной энергобезопасности, так и различия, которые могут дополнить друг друга при возможном создании единой стратегии энергобезопасности в регионе.

Российско-китайское взаимодействие по вопросам обеспечения энергобезопасности должно включать в себя не только надежные поставки российских ресурсов за справедливую плату со стороны Китая, но и защищенность эксплуатируемых энергетических объектов на территориях обеих стран и всех процессов, связанных с добычей, переработкой, транспортировкой энергоресурсов, и энергопотока в целом, а также доступность энергии для промышленных и гражданских потребителей. Более того, энергетическая безопасность является немаловажным фактором для защиты национальных и взаимных интересов в международных отношениях.

Сотрудничество наших стран в сфере энергетики не ограничивается лишь уровнем торговых отношений. Оно имеет важное стратегическое значение для обеспечения энергетической безопасности обоих государств, позволяя реализовать диверсификацию рынков экспорта и импорта энергоресурсов в условиях современного экономического и политически нестабильного мира. В этом смысле между Россией и Китаем существует большая взаимодополняемость в энергетических потребностях друг друга.

Однако всё ещё существует немало трудностей и препятствий, и существующие объективные возможности ещё не используются в полной мере. Нынешнее состояние общей энергобезопасности двух стран противоречиво, т.к. с одной стороны Россия обладает значительными объемами энергоресурсов, к которым может обеспечить доступ Китаю, с другой стороны ряд факторов снижает эффективность работы ТЭК, что ведет к возникновению угроз энергобезопасности в регионе.

Во-первых, некоторые эксперты расценивают сближение между РФ и Китаем как выкачивание из России технологий и невозобновляемых энергоносителей, иными словами, превращение более слабой России в сырьевой придаток мощного Китая;

Во-вторых, оценивая риски для России нельзя не учитывать последствия

Похожие материалы

Информация о работе