· при формировании экспортных поставок сетевого газа целесообразна организация максимального технологически обоснованного и экономически эффективного извлечения из него на российской территории всех ценных и потенциально ценных компонентов, включая этановую и пропан-бутановую фракции, гелия и других элементов в соответствии с их концентрацией;
· цены поставок сетевого природного газа в КНР и другие страны АТР должны соответствовать ценам европейского рынка либо несколько превышать их с учетом более высокой стоимости альтернативных поставок СПГ. При наличии единого экспортного канала для поставок газа, добываемого на российской территории, необходима координация сбытовой политики с поставщиками газа из других регионов мира, особенно с компаниями, имеющими производственные активы и экономические интересы в России;
· при обосновании маршрутов транспорта газа необходим приоритет в социально-экономическом развитии российских ресурсных и транзитных территорий и проведении газификации восточных регионов России;
· прямое участие российских компаний – ОАО "Газпром", ОАО "НК "Роснефть" – в развитии инфраструктуры транспортировки, хранения, распределения и использования газа на территории стран АТР, в первую очередь КНР, Монголии, КНДР, Республики Корея, Индии, Японии;
· необходимость обеспечения политической и дипломатической поддержки участия российских компаний в создании либо приобретении объектов добычи газа и газообеспечения в странах – потенциальных потребителях российского сырья, продуктов газопереработки и нефтехимии (это обеспечит доступ к достоверной информации о производственном потенциале, позволит регулировать уровень и структуру спроса, обеспечить востребованность экспортных поставок).
Активное сотрудничество с КНР в нефтегазовой сфере, несомненно, является важнейшим направлением усиления экономических и геополитических позиций России в мире, диверсификации экспорта, повышения структурной и территориальной сбалансированности нефтегазового комплекса, обеспечения экономической безопасности страны. Вместе с тем конкретные мероприятия и реальные шаги в рамках такого сотрудничества должны быть всесторонне обоснованы, экономически и политически оправданы с учетом интересов государства, нефтегазовых компаний, населения России. Главный принцип взаимодействия – обоснованное усиление российских экономических позиций на территории КНР при сохранении полного национального суверенитета над стратегическими объектами в России, особенно в восточных районах страны. Набор объективных факторов для реализации этого принципа в нефтегазовом секторе имеется.[1]
Похожая ситуация уже начала складываться и на азиатском направлении, во взаимоотношениях с Китаем, который вынуждает российскую сторону предоставлять значительную скидку на поставляемые углеводороды, пользуясь тем, что нефтепровод до Дацина уже сооружен, а Россия пока не имеет возможности маневра по смене направления поставок, к тому же Китай односторонне реализует обмен активами энергетических компаний, т. е. входит в российские добывающие активы, затягивая вхождение российского капитала в переработку и распределение на территории КНР.
Развитие подобного типа взаимоотношений цементирует экспортно-транзитную модель сотрудничества для России. В пределе развития такого формата сотрудничества на обоих флангах (европейском и азиатском) формируется жесткая однонаправленная торговля без взаимной кооперации.
2. Приведенная логика не позволяет учитывать широкий спектр возможностей по развитию технологического, инновационного партнерства. К тому же Китай обладает современными технологиями, в том числе в сфере переработки углеводородов, энергоэффективности и т. д. Поэтому Россия находится одновременно и в очень выгодной позиции, когда за доступ к ресурсам можно получить необходимый формат сотрудничества, и в потенциально невыгодной позиции, предполагающей в стационарных условиях закрепление сложившегося сырьевого типа взаимодействия.
Ключевыми компонентами энергетической безопасности, которые сформировались к настоящему времени, таким образом, выступают:
1. Достоверность и прозрачность данных о запасах энергоносителей.
2. Обеспечение предсказуемости международного рынка нефти и газа за счет расширения практики долгосрочных контрактов, развития диалога между потребителями и производителями энергии для установления приемлемых цен.
3. Диверсификация поставок энергоресурсов и защита месторождений нефти и газа, транспортных путей и хранилищ от техногенных и других угроз.
4. Обеспечение международного доступа к мировым энергетическим ресурсам (разработка единых международных правил участия в разработке нефтегазовых месторождений и в крупных транснациональных инфраструктурных проектах, расширение межгосударственных сетей транспортировки нефти, газа).
5. Сближение нормативно-законодательных баз стран-участниц в области
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.