Одним из важнейших составляющих энергобезопасности является баланс интересов производителей и потребителей энергоресурсов. На протяжении последних 50 лет, с момента заключения известной сделки «газ в обмен на трубы» между СССР и Германией, система энергобезопасности на Евразийском пространстве оставалась довольно устойчивой, несмотря на изменения политической и экономической ситуации.
Однако перемены, которые мы наблюдаем в энергетической отрасли и энергетической политике в последние 5-7 лет, требуют особой оценки с точки зрения будущей энергобезопасности в Евразии.
В первую очередь, необходимо рассмотреть основные тенденции в мировой газовой отрасли.
1.1. Мы видим, что за последние 15 лет потребление первичных энергоресурсов в мире выросло на 50%. Практически весь этот рост был обеспечен потреблением в Азии и на Ближнем Востоке. А в Европе и Америке потребление выросло всего на 10%.
Особенно показательна ситуация по газу.
При среднемировом росте потребления газа на 65% по отношению к 2000 г., Азия и Ближний Восток увеличили потребление в 4-5 раз. При этом в Европе потребление с 2005 г. сократилась на 10%.
1.2. Что касается перспектив на ближайшие 20 лет, то по консолидированной оценке экспертов, потребление газа в мире будет расти в среднем на 1,8% в год. В том числе, в Европе рост потребления составит 0,8% в год, а в Восточной Азии – 3,8% в год. При этом роль газа в мировом энергобалансе будет расти, газ выйдет на 2 место по потреблению в мире, опередив уголь. В том числе в Европе вырастет с 17 до 22%.
Очевидно, что столь существенное увеличение роли газа обусловлено следующими факторами:
- В первую очередь, это транспортная и ценовая доступность. Удешевление СПГ и строительство регазификационных терминалов, а также новые газотранспортные сети делают природный газ доступным видом топлива в новых регионах, в особенности – в энергетически бедных регионах АТР, где около 1 млрд человек до сих пор не имеют доступа к современным видам энергоресурсов. Тем самым, будет решаться задача преодоления энергетической бедности, признанной одной из приоритетных задач ООН;
- во-вторых, расширяется сфера применения газа, в том числе на транспорте в качестве газомоторного топлива, как сырья в химической промышленности, в генерации электроэнергии и тепла. Наши эксперты считают, что такое расширение приведет к появлению дополнительного спроса только в Европе почти в 140 млрд куб. м газа к 2035 г.;
- и конечно, немаловажным фактором являются его более высокие экологические характеристики по сравнению с другими видами топлива. Например, поставленную в Китае задачу снизить интенсивность выбросов СО2 на 40-45% к 2020 г. невозможно решить без увеличения доли газа в энергобалансе.
Влияние этих факторов существенно изменит географию потребления. Доля Евразии в мировом потреблении энергоресурсов вырастет до 56-58%. При этом доля Европы уменьшится соответственно с 13-16% до 9-11%.
Что касается географии производства энергоресурсов, то и здесь ситуация меняется. С появлением новых технологий добычи увеличивается добыча в США и Австралии. Мы видим перспективы увеличения добычи в Иране в связи с отменой санкций. Появляются и новые производители в Восточной Африке. Это, конечно повлияет на рост конкуренции на газовом рынке.
Что касается мер по обеспечению энергобезопасности, то мы видим, что большинство стран предпринимают практически одни и те же меры для повышения собственной энергобезопасности. Ключевые из них -
- меры по повышению энергоэффективности своих экономик,
- меры по развитию внутренних энергетических рынков и повышению конкуренции;
- меры по увеличению собственной энергообеспеченности, в том числе меры по развитию собственной добычи и развитию ВИЭ.
2. Какой же в этих условиях мы видим роль России в обеспечении энергобезопасности Евразии?
На протяжении 50 лет энергетическое сотрудничество России и Европы оставалось важнейшим элементом энергетической безопасности.
Россия абсолютно надежно обеспечивала потребности Европы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.