История развития социальной психологии

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Развитие СП за рубежом

Традиционно история становления той или иной области знания представляется как последовательная эволюция, предполагающая их развитие, уточнение, углубление. Однако применительно к СП такая логика вряд ли уместна, что обусловлено рядом обстоятельств.

Применительно к самому историческому анализу предмета можно говорить о двух тенденциях. Первая выражается в стремлении к объективному анализу первоисточников позитивистского толка и выстраиванию некоего последовательного развития знания. Вторая предполагает привязку вопроса о развитии знания к социально-историческому контексту с целью формирования более глубокого понимания и объяснения тех или иных теоретических подходов и моделей без какой бы то ни было предвзятости, осознавая, что на каждом исторически конкретном промежутке существует свой пласт культурыЕще одна особенность данной проблемы заключается в том, что можно говорить о двух социально-психологических традициях – американской и европейской, различающихся в отношении к изучению социально-психологической феноменологии.

Американская социальная психология. Культура индивидуализма и прагматизма, свойственная американскому обществу, наглядно появилась в научных направлениях Чикагской школы. По меткому замечанию Картрайта, создание СП как отдельной области эмпирического исследования может рассматриваться как бунт своего поколения против кабинетных методов социальной философии. Здесь, по оценке Олпорта, индивидуалистская концепция срослась с экспериментальным бихевиористским подходом, а СП стала «наукой, изучающей поведение индивида в тех областях, где это поведение стимулирует других людей или является реакцией на такое поведение». Сочетание индивидуалистского подхода, бихевиористских взглядов и экспериментального метода было необходимо, чтобы превратить СП в солидную дисциплину; в этом направлении она развивалась первые 3-4 десятилетия своего существования.

Самое заметное развитие после первой мировой войны СП получила в США, научный климат и прагматизм которых способствовал превращению СП в экспериментальную «науку о человеке».

В 1930 – 1940-х годах свои оптимистические надежды социальные психологи стали увязывать с категорией аттитюда, чему способствовал ряд обстоятельств: 1. аттитюд измеряем, 2. относится к характеристике внутреннего мира личности, 3. обладает потенциалом прогностичности. Априори предполагалось, что, зная аттитюды человека по отношению к объекту, можно прогнозировать и его поведение. В эти годы был разработан обширный набор средств измерения аттитюдов и интерес к ним сохранялся достаточно долго, практически до осознания его низкой прогностичности, подтвержденной неудачной попыткой использования аттитюдов избирателей в качестве индикаторов выборной активности. Неудачи такого рода прогнозов привели к острой дискуссии  в отношении аттитюдов  как базовой категории СП. Спектр позиций распространялся от утверждений об искусственности самого понятия, на одном полюсе, до нахождения усилителей прогностического потенциала его измерений, на другом. Предлагалось много компромиссных решений, одним из которых стало выделение аттитюда на объект и на ситуацию М. Рокичем в контексте широко известных экспериментов социолога Р.Т.Лапьера.

Большое влияние на развитие американской СП оказал К.Левин. такие понятия, как гештальт, изоморфизм, прагнантность, перцептивная группировка и др., привнесли в проблематику восприятия и интерпретации человека человеком много новых аспектов.

В книге «Принципы топологической психологии» Левин формулирует основополагающую цель теоретической психологии – разработка системы понятий, демонстрирующих

Похожие материалы

Информация о работе