Особенности развития социально-психологического знания в отечественной психологии, страница 9

Реципиент – если личностные особенности реципиента существуют в зависимости между определенными личностными чертами людей, они определяют тип воздействия. Люди с высоким уровнем самомониторинга, легче поддаются эмоциональному способу. Они скорее покупают товар, даже переплачивая. Люди с низким – полагаются на себя, предпочитают качественные товары.

Уровень интеллекта оказывает влияние на восприятие убеждения. Поведение человека детерминируется  его личностными качествами.   

№ 22.

Понятие альтруизма.

Альтр-е поведение - поступки, напр-ные на др-го ч-ка, его благополучие (от проявления любезности до помощи ч-ку, оказавш-ся в опасности, даже ценой своей жизни). Берковитц опред-ет альтруизм (А) как поведение, осущ-мое ради блага ч-ка, без ожидания к-л внешней награды. Согласно т. соц-го обмена, ч-кое взаимодействие направ-ся «соц экономикой», т.е. мы обменив-ся не только матер-ми благами, но и соц-ми товарами: любовь, услуга, вн-е. людьми движет желание достичь max + рез-та при min затрат, или уравновесить цену и затраты. Вступая в такие отн-я стремяться получить вознаграждение: внутр или внеш (соц-е одобрение, повышение самооц-ки). Альтр-кое поведение не всегда бескорыстно, оно чаще всего явно или неявно вознаграждается. А-м мотивир-ся как эгоистически, так и бескорыстно. Когда мы привязаны к кому-то, мы исп-ем эмпатию, то мы обращаем вн-е не на собств-й дискомфорт, а на страдания др. эмпатия и А связаны др с др. Батсон провёл экспер-т, целью кот было столкнуть исп-го и жертву и оставить исп-му путь к отступлению. Жертва подверглась электр-му шоку. Только 18% исп-х согласились стать жертвой, сочувствовали. Батсон пришёл к выводу, что нек-е люди действ-но заботятся о благосостоянии др-х, а не о своём собственном. А-м как нормативное поведение. Нормы - общественные ожидания. Чем меньше нормы усврены ч-м, тем меньше будет мотивировано соц-е поведение. 2 нормы, мотивирующие А: норма ответств-ти: нужно помогать людям, кот зависят от твоей помощи и нет др соц-х институтов, кот могли бы помочь. Ответ-ть зависит от многих факторов, особенно от каузальной атрибуции. Чем больше нуждающийся ч-к явл-ся виновником своего положения, тем меньше окр-е чувств-ют себя ответ-ми за оказание ему помощи. Если мы считаем, что ч-к попал в трудную ситуацию, тогда мы руководствуемся нормами соц-й отв-ти. Усилить норму ответств-ти можно при помощи влияния образца, если ч-к не просто слышит, а видит, как др помогают. Норма взаимности: люди чаще помогают ч-ку, кот помогал им до этого. Помощь иногда может вызывать и враждебность, когда ч-к чувствует себя безмерно обязанным - эффект реактивности. Эволюционистский подход: мотивом А явл-ся защита рода. Гены заставляют нас заботится о тех, с кем у нас кровное родство (самозабвенная любовь к детям). Дети имеют меньшую заинтересованность в выживании своих родителей. В 1-ю очередь мы оказываем помощь тем, кто похож на нас, а ещё сначала молодым, потом старым, сначала родным, потом друзьям, соседям→незнакомым. Т. о. 2 вида А: А, основанный на соц-м обмене, и А без к-л соц-х усл-й. Детерминанты: Ситуативные факторы: *число очевидцев: присутствие др людей уменьшает возможность вмешательства в экстрем-ю ситуацию. Прежде всего для оказания помощи нужно обратить вн-е (как правило, когда людей много, они не замечают др-х), интерпретировать ситуацию как бедственную (эффект множественной осведомлённости - каждый ч-к ориентир-ся на реакцию окр-х и сдерживает свою реакцию; эффект очевидца - ч-к с меньшей вероятностью будет оказывать помощь др-му, когда имеется число очевидцев; чем больше инф-ции предоставляет просящий, тем скорее ситуация будет интерп-ся как бедств-я), принять ответс-ть на себя в оказании помощи, в присутствии др-х ответс-ть размыв-ся. *пример др-х, *фактор дефицита времени - фактор, сдерживающий проявление А. *личностное влияние: чувство вины, плохое или хорошее настроение, черты личности: эмпатичные, высоко эмоц-е, склонные к самост-му принятию решения люди более способны к сопереживанию и оказанию помощи; люди с высоким ур. самоморитонинга склонны к оказанию помощи, если полагают, что это приведёт к соц-му вознаграждению.